Humour in doom format

 Дум создавался как серьезная игра и даже трагическая. Игра об одиночестве, одиноком, почти безнадежном противостоянии враждебному миру.
При этом Дум не всегда относят к жанру «хоррор».

Хоррор – это когда герой беззащитен перед ужасным, слабая игрушка в руках инфернальных сил, и если спасается, то почти случайно. А в Думе мы отнюдь не сидим, сложив лапки, мы отважно воюем.

Юмор в build-играх

По контрасту с суровой серьезностью Дума пришедшая следом семейка build-игр зажигала с детской непосредственностью.

Дюк Нюкем - очень суров

 

 Кислотный калифорнийский качок Дюк  поминутно выдает смешные фразочки, заигрывает со стриптизершами: «Shake it, baby!»,

активно пользуется писсуаром, не забывая смывать за собой. (Из разбитого писсуара может и напиться, восстанавливая здоровье!).

 

Делай раз!

 

Делай два!

 

И монстры у Дюка почти не страшные, а смешные и придурковатые. Чего стоят летающие спруты, архетипические жукоглазые монстры (Bug Eyed Monsters – BEM), свинообразные инопланетяне (свинопланетяне, как я их называю).
Не отстает и Калеб из Blood. Правда, юмор у него не молодежный, а черный, шутки замогильные: «I live again!». Но головы у зомбаков задорно отлетают с таким смачным звуком, что на душе становится веселее. И в футбол этими головами можно сыграть.

 

Го-о-о-о-ол!!!

 

Калеб, кстати, несмотря на мрачный юмор, а скорее благодаря ему, получился вполне человечным, а местами даже обаятельным.
Не отстает и самурай из Shadow Warrior. Он постоянно выдает шутки и прибаутки голосом добродушного дедушки с трогательным японским акцентом, а сам колошматит всех окружающих как сумасшедшая мясорубка, так что только фарш во все стороны разлетается.

 

Дедушка Хо?

 

И так, с шутками-прибаутками…

 

Майк Майерс играл в SW!


И замыкает вечеринку настоящий карнавал ураганной идиотии (как сказал бы один бывший
Думер по прозвищу Goblin) – Redneck Rampage. Зажигают два брата-колхозника из американской глубинки: Буба – даун в клиническом смысле, и Леонард – просто долбанутый придурок.

 

Два брата-дегенерата

 

 Должен сказать, что некоторыми его фразами я до сих пор пользуюсь в реале. Например: «No shit, no fuck!». Иногда помогает в жизни (предлагаем читателю попробовать перевести самостоятельно). Хотя геймплей, детализация и интерактивность окружения в Реднеке куда слабее, чем в предыдущих играх – этого не замечаешь из-за забойного контента.

 

Хорошо в краю родном

 

Хрюн атакует!

 

Hi, Lady!.. (Как там в английской транскрипции идиотский смех?)

 

 Отдельная песня – многочисленные семейные фотки фермеров на стенах их жилищ. Это настоящий паноптикум. Такие хрюсла достойны журнала «Крокодил»!

 

     

Веселая семейка

 


В Реднеке появляется новый прием игрового юмора (в кино встречается очень часто, а в играх – редкость) – сюжетный перевертыш в конце 2-го эпизода. Не буду спойлерить, чтобы не портить удовольствия тем, то еще не играл.
Остальные билдовские игры ничего смешного не содержат и могут быть почти все отнесены к категории унылого говна. Исключение составляет Nuclear Winter – сиквел - пародия на Duke Nukem и многие другие игры, включая DOOM (перепроходим разрушенный e1m1).

 

 

Пасхалки из build-игр:

 

                   

Doom marine из Дюка                                                   Дюк в Blood: Shake it baby!

 

Build-игры оказали большое влияние на любительское дум-мапперство и создание дум-портов. А главное они до сих пор служат неисчерпаемым резервуаром графики, звуков и других ресурсов для думовских модов.

 

Вернемся к Думу


Зерна юмора проклюнулись уже в поздних работах id. На меня в свое время сильное впечатление произвел телефраг кибердемона в 4 эпизоде Ultimate Doom. Не менее 15 минут счастливого жизнерадостного смеха! После этого я стал замечать скрытый юмор и в e4m1, и в e4m9 и, особенно в e3m9 – это отличный пример самопародии.
Посхальные яйца – то же разновидность юмора в Дум2. Особенно мне нравятся четверо повешенных Коммандер Кинов.

 

Кин в жизни

 

И в DOOM’e


Ну и любительские The Master Levels, выпущенные под благословляющей дланью id. T.E.E.T.H.2- прообраз всех современных mock’ов.

 

MOCK2 – спёрто из Master Levels

 

Моды с заменой графики и озвучки

Первыми среди юмористических любительских модов были моды-замены.
Это ставшие уже традиционными многочисленные X-mas doom’ы. Импы и чейгнганнеры одевают красные колпаки, везде лежит снежок, сияют гирляндами ёлочки.

 

 

С новым годом, крошка!

 

 Другая популярная тема – Симпсоны. Смешно становится от совмещения несовместимого: мир Дума и тут же бродят придурки Гомер с Мо. А, кроме того, срабатывает условный рефлекс - играя мы вспоминаем и сам мультик и свое веселье при его просмотре – как собака Павлова слыша звонок вспоминает вкус еды.

 

 

 

 

Icon of Burns

 

 

 

 

Лучшей отечественной работой такого рода стал мод Кин-дза-дза с звуками и фразами из одноименного фильма.

 

К сожалению проиллюстрировать больше нечем – заменялась только озвучка

 

Юмор мапперов


Теперь для меня самое сложное – «мапперский» юмор.
Как сделан буржуйский MOCK (Mock 2: The Speed of Stupid)? Берется какой-нибудь мапперский штамп, типичная ошибка, очевидная глупость раздувается до гигантских размеров, доводится до абсурда.

 

Пример буржуйского йумора (mock2)

 

Баг как творческий принцип (mock2)

 

Один Кибердемон – армия, 100 кибердемонов – стадо (mock2)

 

Пример – вады типа 10000 монстров. Или как в одном из уровней МОКа – 10-минутный забег в один конец карты по прямой и без стрельбы, нажатие кнопки и забег обратно, и так 5-6 раз. Туда же – гигантские залы 100000 на 100000, такие же слопы, лифты, приходящие через 20 минут реального времени и т.д. Но надо отметить, что такая шутка срабатывает только 1 раз. Вады, построенные только на таком юморе не имеют интереса повторного прохождения.

 

Гигантские слопы (rumock)


Следующий вид прикола – обломы. Добываешь желтый ключ, а желтая дверь открывается только красным.
Можно обобщить – что нам смешно в игре. А то же, что интересно – неожиданность, сюрприз. Чтобы быть интересной игра (книга, фильм) должна постоянно обманывать ожидания. Вычислил, что за углом мегасфера, а там архвайл. Жмешь кнопку чтобы включить свет – проваливаешься в западню.

 

А смешные вады должны удивлять еще и по-смешному. (mock2)

 

Я не знаю, почему становится смешно, когда понимаешь, что телефрагнул Кибердемона, но лучшие юмористические вады построены именно по этому принципу.
Русский ответ буржуям –
RUMOCK (в последующих версиях – SUR.WADИщется аффтар и ссылка для скачивания!) сделан по тому же признаку, но изобретательней. Меньше нарочитой тупости, нет ничего лишнего, все протекает легко и динамично (не в смысле легкости прохождения, а в смысле отсутствия занудства).

 

Таблетки от жадности (SUR)

 

Идея из Icarus, но как реализовано! (SUR)

 

Трон? (SUR)

 

Сыграем в биллиард? (SUR)

 

Русский супрематизм (SUR)

 

Русский сюрреализм (SUR)

 

Крупные теоретики геймдева пишут что игра – это цепочка (древо) выборов. Смешная игра заставляет, побуждает нас делать парадоксальный, абсурдный, смешной выбор.
Кто играл в
Community is Falling 3, что лежит на последнем каковарде. Помните там диалог, как бы из Страйфа. Мы вежливо просим у НПС ключ, выбираем правильные реплики диалога. Но в результате только получаем по морде. Приходится искать оружие, валить борзого обывателя и брать ключ с трупа.

 


Короче, чтобы стало смешно, должны потрудится головой и кто делает вад и тот, кто в него играет. (Эта фраза – пример фейка!)

DDC

«Я микрокомпьютер, встроенный в вашу нервную систему» - с этими словами очередной игрок с хохотом скатился под стол, а в русский Дум пришел смех. Такого массированного, тотального внедрения шуток, иронии пародий эта великая игра еще не знала.

Могр, великий и ужасный!

 

Это сейчас DDC– общепризнанная классика, а при появлении его не хотели выкладывать на iddqd – настолько непривычным, не укладывающимся в формат был этот мод. «Это не Дум», – упорствовал даже Mazter.

 

Эх, красота!..

 

Нет монстра, страшнее курицы

 

По-моему – откровенный бред

 

Теперь я боюсь заходить в туалет


Юмор на Каковарде

А сейчас шутки йумора, ирония, парадокс заняли свое законное место в Дум-маппинге.
Буржуины даже ввели отдельную номинацию на
Каковарде – Mockaward - Best comedy wad of the year.
И вполне респектабельные, серьезные мегавады включают целые шуточные эпизоды. Чего стоят, например последние 6 уровней
Deus Vult II (Вад свежий, помещать скрины не буду, что-бы не спойлерить!)

 

Пасхалка из первого Deus Vult. Шолом, Садам!


А у нас были соревнования по фрикмаппингу, в результате которых появились несколько первоклассных «comedy wads». Но оставим фрикмапы для отдельного обзора и перейдем, наконец, к нашему пациенту.

Рецензия на вады Часовщика


Мсье Часовщик дебютировал на iddqd сразу как мокмаппер © и один из создателей стёбного сайта.
Я уже писал о 3 его вадах.
Из них Кувалда типичный пример «дурацкого», старательно имитирующего тупость вада-розыгрыша.
Психиатрическая больница – пример не частого в думе «визуального юмора», подобного шуточным рисунка художника-карикатуриста. Непередаваемо забавны, смешны сами локации. У автора есть «визуальная изобретательность» и собственный стиль.
И, наконец, Готик – пример юмора, зашитого в геймплей. Юмор достаточно черный. А карта представляет значительные трудности для прохождения.
Теперь, вооруженные знанием теории и истории вопроса обратимся к dirty sky.

Dirty sky


Вад в обычном дум-формате, но если вы не обладатель суперкомпьютера – запускаем в Zdoom.

 

Этот лесок завесит любой комп

 

14 000 деревьев – это вам не в трех соснах заблудиться!

 

Все уровни укладываются в понятие comedy wad, но лежат в нем по-разному.
Первый уровень типичный буржуйский mock. Если не знаешь, в чем фишка, пройти не просто. А если знаешь, то просто. А как – не скажу.
Второй тоже не лишен абсурдности, но интересен трудной геймплейной головоломкой.

 

Геймплей геймплеем, а геометрия у меня сперта (шутка!)


Я прошел без читов только с подсказки автора. Впрочем, потом нашел ещё вариант прохождения. Я всегда считал какодемона смешным монстром, но здесь они просто уморительны.

 

Пара слов о Какодемонах

Какодемон – сам по себе смешной монстр (Icarus)

 

…и самый популярный монстр – пример народного творчества (холст, вышивка простой крест)

 

   Какоаватары

 

Продолжение рецензии


Третий уровень – короткий тест на нестандартность мышления. Дюк Нюкем в такие сортиры не попадал!
Четвертый… Даже не знаю. Я пока пройти (без читов) не могу. Какую тактику здесь избрать стелс, спидран? Или что-то другое. При внешней дурашливости уровень очень трудный, ограничение по времени жестко впаяно в геймплей.

 

Не только жесткий геймплей, но и визуальная изобретательность


Пятый – то же, что и четвертый но побольше, побольше. Но красиво, черт, смотрится.

 

Красиво, черт, смотрится


Шестой – опять же заигрывания с абсурдом, что и в начале. Кафки обчитались, сударь?
Впрочем, идея хороша, но не доработано и мало, мало!
Рекомендации: аффтару садиться рисовать следующий вад, а всем нам скачать и посмеяться.

Пара слов о себе

Мой небольшой мапперский опыт начался с mock-вада. Хотя я маппил вполне серьезно и только после окончания работы понял, что получился mock.

 

А потом я начал юморить уже специально …

[следующие 5 страниц текста удалены модератором]

 

Несколько пафосных слов в заключение


Если говорить о Думе в целом, как о живой, развивающейся игре, то он сделал свой шаг  от великого до смешного. Величие он от этого не утратит, но вот свою жизнь точно продлит. Ведь 5 минут смеха продляет жизнь на неделю.
Или заменяет стакан сметаны.

 

Стакан сметаны

 

5/02/2009

DrKugelschreiber

Хостинг от uCoz