Дум создавался как серьезная игра и даже трагическая. Игра об одиночестве, одиноком, почти безнадежном
противостоянии враждебному миру.
При этом Дум не всегда относят к жанру «хоррор».
Хоррор – это когда герой беззащитен перед ужасным, слабая
игрушка в руках инфернальных сил, и если спасается, то почти случайно. А в Думе
мы отнюдь не сидим, сложив лапки, мы отважно воюем.
По контрасту с суровой серьезностью Дума пришедшая следом
семейка build-игр зажигала с детской непосредственностью.
Дюк Нюкем - очень суров
Кислотный
калифорнийский качок Дюк поминутно
выдает смешные фразочки, заигрывает со стриптизершами: «Shake it, baby!»,
активно пользуется писсуаром, не забывая смывать за собой.
(Из разбитого писсуара может и напиться, восстанавливая здоровье!).
Делай раз!
Делай два!
И монстры у Дюка почти не страшные, а смешные и
придурковатые. Чего стоят летающие спруты, архетипические жукоглазые монстры
(Bug Eyed Monsters – BEM), свинообразные инопланетяне (свинопланетяне, как я их
называю).
Не отстает и Калеб из Blood. Правда, юмор у него не
молодежный, а черный, шутки замогильные: «I live again!». Но головы у зомбаков
задорно отлетают с таким смачным звуком, что на душе становится веселее. И в
футбол этими головами можно сыграть.
Го-о-о-о-ол!!!
Калеб, кстати, несмотря на мрачный юмор, а скорее
благодаря ему, получился вполне человечным, а местами даже обаятельным.
Не отстает и самурай из Shadow Warrior. Он постоянно
выдает шутки и прибаутки голосом добродушного дедушки с трогательным японским
акцентом, а сам колошматит всех окружающих как сумасшедшая мясорубка, так что
только фарш во все стороны разлетается.
Дедушка Хо?
И так, с шутками-прибаутками…
Майк Майерс играл в SW!
И замыкает вечеринку настоящий карнавал ураганной
идиотии (как сказал бы один бывший Думер по прозвищу Goblin) – Redneck Rampage. Зажигают два брата-колхозника из
американской глубинки: Буба – даун в клиническом смысле, и Леонард – просто
долбанутый придурок.
Два брата-дегенерата
Должен сказать, что
некоторыми его фразами я до сих пор пользуюсь в реале. Например: «No shit, no fuck!».
Иногда помогает в жизни (предлагаем читателю попробовать перевести
самостоятельно). Хотя геймплей, детализация и интерактивность окружения в
Реднеке куда слабее, чем в предыдущих играх – этого не замечаешь из-за
забойного контента.
Хорошо в краю родном
Хрюн атакует!
Hi, Lady!..
(Как там в английской транскрипции идиотский смех?)
Отдельная песня –
многочисленные семейные фотки фермеров на стенах их жилищ. Это настоящий
паноптикум. Такие хрюсла достойны журнала «Крокодил»!
Веселая семейка
В Реднеке появляется новый прием игрового юмора (в
кино встречается очень часто, а в играх – редкость) – сюжетный перевертыш в
конце 2-го эпизода. Не буду спойлерить, чтобы не портить удовольствия тем, то
еще не играл.
Остальные билдовские игры ничего смешного не содержат
и могут быть почти все отнесены к категории унылого говна. Исключение
составляет Nuclear Winter – сиквел - пародия на Duke Nukem и многие другие
игры, включая DOOM (перепроходим разрушенный e1m1).
Пасхалки из build-игр:
Doom marine из Дюка Дюк в Blood: Shake it baby!
Build-игры оказали большое влияние
на любительское дум-мапперство и создание дум-портов. А главное они до сих пор
служат неисчерпаемым резервуаром графики, звуков и других ресурсов для
думовских модов.
Кин в жизни
И в DOOM’e
Ну и любительские The Master Levels, выпущенные под
благословляющей дланью id. T.E.E.T.H.2- прообраз всех современных mock’ов.
MOCK2 – спёрто из Master Levels
Первыми среди
юмористических любительских модов были моды-замены.
Это ставшие уже традиционными
многочисленные X-mas doom’ы. Импы и чейгнганнеры одевают красные колпаки, везде
лежит снежок, сияют гирляндами ёлочки.
С новым годом, крошка!
Другая популярная тема – Симпсоны. Смешно
становится от совмещения несовместимого: мир Дума и тут же бродят придурки
Гомер с Мо. А, кроме того, срабатывает условный рефлекс - играя мы вспоминаем и
сам мультик и свое веселье при его просмотре – как собака Павлова слыша звонок
вспоминает вкус еды.
Icon of Burns
Лучшей отечественной работой
такого рода стал мод Кин-дза-дза с звуками и фразами из одноименного фильма.
К сожалению проиллюстрировать больше нечем – заменялась
только озвучка
Пример буржуйского йумора (mock2)
Баг как творческий принцип (mock2)
Один Кибердемон – армия, 100 кибердемонов – стадо (mock2)
Пример – вады типа 10000 монстров. Или
как в одном из уровней МОКа – 10-минутный забег в один конец карты по прямой и
без стрельбы, нажатие кнопки и забег обратно, и так 5-6 раз. Туда же –
гигантские залы 100000 на 100000, такие же слопы, лифты, приходящие через 20
минут реального времени и т.д. Но надо отметить, что такая шутка срабатывает
только 1 раз. Вады, построенные только на таком юморе не имеют интереса
повторного прохождения.
Гигантские слопы (rumock)
Следующий вид прикола – обломы. Добываешь
желтый ключ, а желтая дверь открывается только красным.
Можно обобщить – что нам смешно в игре. А
то же, что интересно – неожиданность, сюрприз. Чтобы быть интересной игра
(книга, фильм) должна постоянно обманывать ожидания. Вычислил, что за углом
мегасфера, а там архвайл. Жмешь кнопку чтобы включить свет – проваливаешься в
западню.
А смешные вады должны удивлять еще и по-смешному. (mock2)
Я не знаю, почему
становится смешно, когда понимаешь, что телефрагнул Кибердемона, но лучшие
юмористические вады построены именно по этому принципу.
Русский ответ буржуям – RUMOCK (в последующих версиях – SUR.WAD – Ищется аффтар и ссылка для скачивания!) сделан по тому же признаку,
но изобретательней. Меньше нарочитой тупости, нет ничего лишнего, все протекает
легко и динамично (не в смысле легкости прохождения, а в смысле отсутствия
занудства).
Таблетки от жадности (SUR)
Идея из Icarus, но
как реализовано! (SUR)
Трон? (SUR)
Сыграем в биллиард? (SUR)
Русский супрематизм (SUR)
Русский сюрреализм (SUR)
Крупные теоретики
геймдева пишут что игра – это цепочка (древо) выборов. Смешная игра заставляет,
побуждает нас делать парадоксальный, абсурдный, смешной выбор.
Кто играл в Community is Falling 3, что
лежит на последнем каковарде. Помните там диалог, как бы из Страйфа. Мы вежливо
просим у НПС ключ, выбираем правильные реплики диалога. Но в результате только
получаем по морде. Приходится искать оружие, валить борзого обывателя и брать
ключ с трупа.
Короче, чтобы стало смешно, должны
потрудится головой и кто делает вад и тот, кто в него играет. (Эта фраза –
пример фейка!)
«Я микрокомпьютер,
встроенный в вашу нервную систему» - с этими словами очередной игрок с хохотом
скатился под стол, а в русский Дум пришел смех. Такого массированного,
тотального внедрения шуток, иронии пародий эта великая игра еще не знала.
Могр, великий и ужасный!
Это сейчас DDC–
общепризнанная классика, а при появлении его не хотели выкладывать на iddqd –
настолько непривычным, не укладывающимся в формат был этот мод. «Это не Дум», –
упорствовал даже Mazter.
Эх, красота!..
Нет монстра, страшнее курицы
По-моему – откровенный бред
Теперь я боюсь заходить в туалет
А сейчас шутки йумора,
ирония, парадокс заняли свое законное место в Дум-маппинге.
Буржуины даже ввели отдельную номинацию на
Каковарде – Mockaward - Best
comedy wad of the year.
И вполне респектабельные, серьезные
мегавады включают целые шуточные эпизоды. Чего стоят, например последние 6
уровней Deus Vult II (Вад свежий, помещать
скрины не буду, что-бы не спойлерить!)
Пасхалка из первого Deus Vult. Шолом, Садам!
А у нас были соревнования по фрикмаппингу,
в результате которых появились несколько первоклассных «comedy wads». Но
оставим фрикмапы для отдельного обзора и перейдем, наконец, к нашему пациенту.
Этот лесок завесит любой комп
14 000 деревьев – это вам не в трех соснах заблудиться!
Все уровни укладываются в
понятие comedy wad, но лежат в нем по-разному.
Первый уровень типичный буржуйский mock.
Если не знаешь, в чем фишка, пройти не просто. А если знаешь, то просто. А как
– не скажу.
Второй тоже не лишен абсурдности, но
интересен трудной геймплейной головоломкой.
Геймплей геймплеем, а геометрия у меня сперта
(шутка!)
Я прошел без читов только с подсказки
автора. Впрочем, потом нашел ещё вариант прохождения. Я всегда считал
какодемона смешным монстром, но здесь они просто уморительны.
Какодемон – сам по себе смешной монстр (Icarus)
…и самый популярный монстр – пример народного творчества
(холст, вышивка простой крест)
Какоаватары
Не только жесткий геймплей, но и визуальная изобретательность
Пятый – то же, что и четвертый но
побольше, побольше. Но красиво, черт, смотрится.
Красиво, черт, смотрится
Шестой – опять же заигрывания с абсурдом,
что и в начале. Кафки обчитались, сударь?
Впрочем, идея хороша, но не доработано и
мало, мало!
Рекомендации: аффтару садиться рисовать
следующий вад, а всем нам скачать и посмеяться.
Мой
небольшой мапперский опыт начался с mock-вада. Хотя я
маппил вполне серьезно и только после окончания
работы понял, что получился mock.
А
потом я начал юморить уже специально …
[следующие
5 страниц текста удалены модератором]
Стакан сметаны
5/02/2009