Сержант Терминус
Рассказ Я
играл в Дум. Думеры уже
поняли, в чем тут дело и могут пропустить пару абзацев, а для тех, кто не в
курсе поясню. Дум
это компьютерная игра, по-английски шутер, то есть стрелялка. Сюжет
ее прост и правдив: вы попадаете один в незнакомое место, наполненное
ловушками и врагами. Враги – зомби, бесы, демоны, киборги – всякой твари по
паре. Ваша задача выжить и найти выход. Иногда,
чтобы выйти, нужны ключи, иногда нет, заранее это не известно. Как добраться
до выхода – ваше дело. Можно убивать врагов, можно от них прятаться или
убегать. А можно стравить между собой. Оружие, вода и другие припасы валяются под ногами, или лежат в тайниках,
которые тоже надо найти. Патроны, впрочем, можно собрать с трупов. Добрался
до выхода – на следующем уровне
начинай сначала. В
общем, все как в жизни. Только
в одном игра лжет. В ней нельзя умереть по настоящему. Когда вас убили в
игре, вы можете встать, потянуться, закурить сигарету, и загрузить игру с точки
последнего сохранения. Чаще
сохраняйтесь! Вот
вам единственное отличие виртуальной реальности от
подлинной. Игра обратима, ее можно повторят снова и снова с любого места, а
жизнь – нет. Впрочем,
за это игры и любят. Как
и в жизни, в игре можно мошенничать. Есть определенные сочетания клавиш, так
называемые чит-коды (от
английского to cheat – обманывать). С их помощью легко получить
неуязвимость или способность проникать через стены. Но, в отличие от реальной
жизни, где обманывать выгодно, мошенничать в игре нет смысла, не спортивно –
пропадает азарт. Мы ведь живем для выгоды, а играем для
удовольствия, верно? Я чит-кодами принципиально не пользуюсь – это вопрос
самоуважения. J Слово
doom значит судьба, рок. В смысле злой рок, погибель. Игра появилась
12 лет назад. И в нее все еще играют. Без всякой рекламы – хотя ее почти не
было с самого начала. Для компьютерных игр 12 лет – все равно, что для книг
или музыки 120. А любая книга, которую читают через 120 лет – классика. Так
что Дум – классика компьютерных игр. Но
кроме классического Дума есть несколько тысяч
продолжений, дополнений, модификаций. Их наделали за 12 лет мапперы-любители по всему миру. Технически
это не сложно. Для того чтобы создавать новые уровни Дума не нужно даже быть
программистом. Но в любом деле все решает талант и усидчивость. Весь интернет
забит любительскими уровнями для Дума. По настоящему
хороших из них поменьше – десятка два-три. Итак,
я играл в Дум. Точнее в Final Doom: Evilution от команды TNT, level 22: the catacombs – для самых дотошных. На
часах полпервого ночи, жена на дежурстве, ребенок спит, играю в наушниках.
Условия идеальные. Но
играть стало скучновато. Наступил момент, известный всем думерам, когда почти
все монстры уже перебиты, а выйти с уровня не удается. Я в очередной раз
прочесывал узкие запутанные коридоры в поисках ключа, тыкался
во все стены, пытаясь отыскать выход. Открылась дверь в стене и в коридор
вышли несколько зомби – бывших солдат и сержантов. Следующие
несколько секунд я, позабыв о скуке, азартно отстреливал неуклюжих, но
опасных в тесном коридоре монстров. Но один из них – бывший сержант – почему-то не желал погибать. Он неторопливо
вышагивал деревянной походкой, останавливался и палил в меня из своего
дробовика. Я тоже стрелял, стрелял, патроны закончились и тут же закончились
броня и жизнь. Я тут же перезагрузился и вновь ринулся в бой. Раз за разом
проклятый сержант убивал меня, а сам оставался невредим. Я вдруг понял, что
этого не может быть. Так выглядел бы
со стороны игрок, набравший iddqd – чит-код на неуязвимость. Но
мой компьютер не подключен к сети. Я играл с программой, а не с живым
человеком. В Думе свойства всех персонажей игры известны заранее и не могут
меняться. Бывший сержант не может быть неуязвимым. Я решил плюнуть на принципы,
и сам набрал iddqd. Сержант мерно расхаживал по туннелям.
Выпустив в мою сторону несколько зарядов, он словно потерял ко мне интерес и
направился прочь. Из открывшейся двери вывалились несколько зомби и демон.
Сержант принялся неторопливо стрелять и в них. Вокруг пулевого отверстия на
лбу запеклась кровь, на плоском жестяном лице застыло жесткое и презрительное
выражение. При ходьбе сержант нелепо раскачивался и приволакивал
правую ногу. В его движениях чувствовалась какая то горькая, обреченная уверенность.
Тут меня пробрало. На
секунду мне показалось, что передо мной чувствующее и разумное существо.
Сержант перебил зомби, тремя выстрелами свалил кусавшего его демона и скрылся
за поворотом. Сержант, конечно, не мог ни говорить, ни жестикулировать, но
все его действия казались осмысленными и целеустремленными. Как
будто сержант, попав в лапы монстров и превратившись в ожившего мертвеца,
сохранил какие-то остатки воли и человеческого сознания, сумел отбиться от
других зомби и где-то добыть неуязвимость. Теперь он отвязался и от меня,
бывшего боевого товарища и опоздавшего спасителя и шел
куда то по своим делам – обустраиваться,
добывать что то, выживать в руинах. Я
нажал на паузу и вскочил со стула, удивляясь неожиданной силе настигшей меня
иллюзии. Дум – очень простая игра, действия всех персонажей жестко заданы и
не отличаются разнообразием. Разнообразие и внезапность в игре достигаются
искусством разработчиков уровня: продуманной геометрией лабиринтов, умелым
сочетанием персонажей. Весь AI – «искусственный
интеллект» моего сержанта – несколько строчек англоязычной абракадабры. Есть
игры с куда более сложным, даже изощренным поведением персонажей. Но никогда
они не казались мне одушевленными. Тут
я вспомнил рассказ Станислава Лема «Терминус». Кто
не читал – рекомендую. Космический корабль терпит катастрофу. Члены экипажа
медленно погибают в отрезанных друг от друга отсеках и перестукиваются
азбукой Морзе. «Я задыхаюсь!» «Вода уже давно кончилась!» «Кто-нибудь послал SOS?» и так далее. Все погибли, уцелел только ремонтный
робот Терминус. Каким-то образом он «выучил» эти
разговоры и воспроизводил их стуком по переборкам и трубопроводам корабля.
Причем не просто воспроизводил как магнитофон, а каждый раз по-новому,
комбинируя слова и фразы в таких сочетаниях, так что возникала полная иллюзия
живого разговора давно погибших людей, своего рода загробная жизни. С этими
призраками в программе робота можно было даже вступить в беседу, правда,
набор слов был ограничен. То есть простая, и заведомо безмозглая
программа создавала впечатление человеческой личности. Так
и мой сержант Терминус был просто багом, случайной ошибкой программы. Никакой
свободной воли – просто его неожиданное «поведение», выбивающееся из шаблона
создавало впечатление одушевленности. Никакого разума в компьютере быть не
может. Иллюзия рассеялось… О-хо-хо… Одно отступление от принципов тянет за собой другое. Я
свернул Дум, открыл уровень в редакторе карт и быстро нашел выход. Он был
расположен совсем рядом с входом, и никакие ключи не
требовались. Все мои хожденья и тыканья в стены были напрасными. Я попался в
ловушку хитроумных мапперов.
Ну
что ж, унижаться так унижаться. Нужно было
ликвидировать последствия моего читерства. Я
перезагрузился уже без читов и просто убежал от
проклятого сержанта. Он успел несколько раз пальнуть мне в спину. С шестью процентами здоровья я вернулся к
входу, без труда нашел подсмотренную потайную дверь, и, уклонившись от
схватки с толпой демонов и невидимок, секунд за десять добрался до выхода с
уровня. Без
всяких новых багов я прошел игру до конца. Но
история с сержантом Терминусом не шла из головы.
Как там бойцы охраны превратились в зомби? Игра не дает ответа. Может быть,
перед каждым стоял выбор – просто умереть или сохранить призрачное
существование живого мертвеца, что-то чувствующего и понимающего? А может,
они и не заметили превращения, а просто захотелось пострелять в людей? Все
как в жизни. Заканчивая
печатать этот рассказ, я решил еще раз взглянуть на сержанта Терминуса. Во
всяком случае, в той, фальшивой реальности игры я полный хозяин, бог-читер. Игру
легко повторить. Записей
сохранения той игры не осталось. Я зашел чит-кодом
на уровень 22 и долго бродил по коридорам в поисках сержанта Терминуса. Все зомби, как и полагалось, были на одно
лицо, все исправно падали под выстрелами моего шотгана. Сержанта
не было. Он ушел туда, откуда появился – в ничто. |